Про коней: Приметы и приметы. Белорождённые.

Статьи на этой странице посвящены внешним особенностям лошадей, которым люди нередко придают мистическое значение. Хочу развеять мифы, пусть и красивые, но не имеющие оснований, о реальных преимуществах той или иной масти, отметины, о поведенческих случайностях, которые, увы, могли дурно повлиять на судьбу прекрасной лошади или наоборот, дать будущее малоценной, если ей просто повезло. Впрочем, конечно, главное, чтобы ваша лошадь нравилась именно вам.

ПРИМЕТЫ  И  ПРИМЕТЫ

 

Это не тафтология, а слова-омонимы. В первом случае «приметы» относятся к внешности лошади, её масти, особенностям экстерьера и отметинам; во втором – к поверьям, обоснованным или вымышленным, которые приписывают столь значимым деталям люди.

 

«Первое, при взгляде на лошадь глазам представляющееся, составляет шерсть». Л.М.Эвест.

 

И видно потому описание масти является основной конской приметой. Какую же практическую роль играет масть, кроме традиций? И как эти традиции объясняет фольклор – свидетельство народной мудрости? Мудрости или заблуждений?

 

Не покупай рыжей лошади,

Продай вороную,

Заботься о белой,

А сам езди на гнедой.

 

Так советовали арабские коневоды. Им вторили туркменские:

 

Берегись каурого (здесь — рыжего),

Береги буланого,

Украшай серого,

Езди на гнедом.

 

Вначале очень странным и несправедливым выглядит такое правило. Но сами коневоды поясняют: белая (серая) масть – нарядна и хороша для праздников, торжеств. Никто не призывает совсем отстранить серую лошадь от работы. За вороную (араб) можно получить больше денег, зато буланый (ахалтекинец) является знаковой мастью в породе, такой символ нельзя потерять. Гнедая нередка и хороша для любого случая. После такого объяснения обиженной выглядит только рыжая лошадка. Но это, вероятно, также связано с распространённостью масти и большей возможностью для обмана. Хотя сами знатоки, считают рыжих ненадёжными, норовистыми.

Зато у русских рыжий конь вполне в почёте. Эта и похожая на неё каурая масть имеют излюбленный в народе красный оттенок, что связано с праздничным настроением, боевитостью. Именно боевой, бесшабашный характер показывает «красный» конь в известной сказке.

Сивка-Бурка-вещая Каурка, которую Иван ловит на потравленном поле, прежде была не трёхцветной кобылой, а тремя разными лошадьми. Вспомните начальную сказку: умирающий старик велит трём сыновьям по ночи сторожить его могилу и за это он даст каждому чудесного коня. Но сыновья не знают о плате, боятся идти, только младший отрабатывает за всех и в награду получает трёх коней. Сивко предназначался старшему брату. Серебристый, седой цвет здесь означает мудрость, накопленную с годами старшим поколением, причастность тайнам религии, знание ритуалов.

Бурко – среднему, семьянину, земледельцу: в тон земли. Удалому же молодцу, юноше, воину (по возрасту), самому отважному из братьев – конь яркой «красной» шерсти.

А теперь главный приз сказки – прыжки в высоту.

Сивый конь, предназначенный скорее для церемониальных выездов, возвышенный, нарядный, хоть и хорош, да не доскочил до окошка на два венца. Основательный Бурко посильнее, побил рекорд ещё на высоту бревна. Лихой Каурко (к тому же вещий – необычный, волшебный) легко допрыгнул куда нужно, добыл себе славу, а хозяину жену-царевну.

В ещё древнейшем варианте сказки были Сивко, Бурко и вещий Воронко. Эта тонкость подчёркивает сакральность замысла, ведь белый (сюда же сивый, серебристо-серый) и вороной (чёрный) кони, как представители двух крайних пределов цветового восприятия, всегда являлись особыми символами высших сил. На иконе о Флоре и Лавре изображены именно белый и чёрный силуэты коней, будто парящие над разномастным табуном. Наверняка это лишь отголосок давних поверий, где лошади участвовали в обрядах и церемониях. Вспомним хотя бы распространённое гадание, когда лошадь заставляли прыгнуть через огонь и по тому, какую ногу она вынесет вперёд, судили о дальнейшем. Разумеется, годилась не всякая лошадь, а как можно более светлая.

Белый конь, в силу нарядного вида, возил царей и полководцев, означал триумф и возвеличивал своего всадника. На фоне строя конников белая лошадь сразу выделяется, что значимо для командира. Простой народ же относился к этой масти с недоверием. И даже славянский домовой серка не жаловал, предпочитая тёмных лошадей. Конь вороной у русских был чуть ли ни синонимом идеального добра-коня. И это ясно: при прочих равных, крестьянский чёрный выглядит не таким худым, и грязным.

В мистике чёрный конь, конечно, олицетворял таинственность. Его ценили, уважали повсеместно, ну, разве что во Франции встреча с утра с чёрной кобылой значила примерно то же, что перебежавшая нам дорогу чёрная кошка, но подобные примеры редки. Зато вороной без отметин безошибочно «разыскивал» вампиров. В Европе такого коня водили по кладбищу и глядели, перед какой могилой шарахнется. В средней Азии вороной наоборот зачем-то прыгал через подозрительную могилу. Даже странно, что так мало знают об этом современные режиссёры.

Невеликую разницу в конской окраске усматривал кавказский фольклор: во многих примерах все кони делятся на «белых», «красных» и «чёрных». Но в жизни всё было гораздо сложнее, и коневоды видели в любой масти различные оттенки. Кроме того значение приписывалось каждому пятнышку. Украшающая лоб звезда всегда хороша, но против солнца не устоит. Повернув на восход, хитрый всадник на коне без отметин легко обгоняет коня со звездой. А на камнях черноногий скакун обходит белоногого, от которого недавно отставал на ровном пути.

Выбирая алыпа (богатырского коня) казахский мальчик-раб указал баю двух вороных без отметин и, на якобы худшем, поехал сам. Когда же он совершил побег, хозяин не мог его настичь. После, осматривая своего «алыпа», он находит на задней ноге коня маленькое белое пятнышко и понимает, что конюх перехитрил его. Да разве может пятнышко так повлиять на силу конских ног?

 

Одна нога бела – десять рублёв;

Две ноги белы – двадцать рублёв;

Три ноги белы – тридцать рублёв;

Четыре ноги белы – четыре рубля.

 

Эта русская поговорка конских барышников имеет аналоги в тюркских языках и, вероятно, происходит оттуда же. Коневоды признавали, что белые отметины украшают лошадь, но слишком много белого цвета – нехорошо. Это вылилось в почти повсеместное неприятие пегой масти. Вспомним хотя бы грустную историю Холстомера, беговая карьера которого была погублена именно из-за пегости. И если белые «очки» вокруг глаз изредка могут свидетельствовать о склонности к воспалениям век (но никак не о близорукости), то с какой бы стати лошади с «лысиной» иметь слабый круп? А ведь такими были частые заблуждения!

«Савраска да каурка – на два века», — говаривали крестьяне, имея в виду неприхотливый нрав и крепкое здоровье беспородного коня при неброской окраске. Дескать, зачем простому человеку выделяться? Определённо, среди аристократических заводских пород мы чаще встречаем основные масти.

Коневоды старой Европы, уважающие науку и закон, попытались расписать новомодную тогда психологию и на лошадей, имея в виду вовсе не опыт, а какие-то свои умозаключения. Гнедой масти они определили активный сангвинический темперамент, вороной – меланхолический, серой – флегматический, а рыжей – холерический, наиболее нервный (опять рыжий виноват!); что в дальнейшем, разумеется, не подтвердилось. Или, как сказал какой-то умный человек, хорошая лошадь не может быть плохой масти.

 

Так имеют ли хоть какие-то цветовые нюансы конской окраски действительное отношение к физическим и психическим особенностям коня? По большому счёту нет. Рубашка есть рубашка – одёжка и ничего более. (Если, конечно, не рассматривать значительные отклонения в мастях, как признак нечистопородности). Отметить стоит разве что склонность серых лошадей к меланомам и проявлениям «гречки» и  альбинизм, полный и частичный: розовая кожа подвержена вредным воздействиям несколько больше, чем тёмная. Очевидно также, что тёмный копытный рог крепче светлого. Но все эти детали не столь принципиальны, чтобы из-за них оценивать способности лошади в целом.

Предпочтение тому или иному окрасу стоит отдавать разве что из личных симпатий. К счастью, лошадям всё равно, красив ли их хозяин.

 


 

 

БЕЛОРОЖДЁННЫЕ.

 

На эту тему меня вдохновила фотография «белого» жеребёнка на «Яндекс-фотках». Симпатичный, замечательный, трогательный детёныш на фоне яркой зелени. Мне часто доводилось видеть белых жеребят на картинках, в мультиках, в виде игрушек и фарфоровых статуэток. Но в жизни? И кто из вас встречал подобное чудо природы?

Дети у лошадей родятся не такой масти, которой станут взрослыми. И определить их будущий окрас сложновато, разве что сообразуясь с видимой наследственностью. Неопределённо-коричневые, буренькие, рыжеватые, черноватые, светленькие… До полугода, а то и позже они будут носить «молочную» шерсть. Даже те, что потом станут серыми, светло-серыми, белоснежными, поначалу являются на свет в тёмной шубке.

И всё-таки истинно белые кони бывают. Но исключительно редки. Всё дело в том, что ген, который отвечает за врождённую белизну, обычно убивает эмбрион в утробе матери. Поэтому-то и терпели поражение все благородные попытки коневодов развести уникальную «королевскую» белую породу для вельможных выездов. Наиболее известны в этом плане старинные конезаводы Европы «Герренхаузен» и «Фредериксборг». Но о генетике тогда не знали и пытались получать белую масть, закрепляя её инбридингом, усиливая «подобное подобным». Высшие силы не одобрили эту затею и жеребята дохли не родившись. А те, что всё-таки были получены живыми, страдали разными пороками, частичной или полной глухотой, нередко не могли давать потомство. В итоге даже лучшие из них, чьи имена и даже портреты любовно сохраняются в анналах истории коневодства, растворили свой генотип среди гнедых и рыжих, не оставив и следа.

О явлении белорождённости было известно и прежде, притом появлялись такие жеребята от двух цветных производителей, случайно оказавшихся носителями гена, который так и обозначают – wite.

Сейчас о наследственности знают несравненно больше. В Америке один конезавод сумел закрепить за собой право культивировать то, что официально именуется породой, но, по сути, ею не является. Даже по единственному признаку – белорождённости коневодам не удалось добиться образования породы. И дело тут не в том, что нет иных, полезных, признаков такой лошади. Даже по всем правилам, получая приплод от белого жеребца и четырёх, скажем, гнедых кобыл, мы получаем только двух живых детёнышей, притом один из них оказывается гнедым (носителем wite), и лишь один – белым. Впоследствии, скрещивая носителя «белого гена» с другими производителями, мы также получаем не более четверти (а на практике ещё меньше) белых жеребят всего приплода. И это при целенаправленном разведении! Можно ли заявлять о «белой породе», если её представителей нельзя размножать «в себе»?

Понятно, что такими темпами много уникальных лошадей не получить. Да и надо ли? Ведь многими любимого нарядного окраса достигает шерсть и генетически серых лошадей. А цветом, как известно, землю не пахать. Других достоинств нет у белоснежной лошади перед другими, а то, чем наделила её людская фантазия – чудо мысли, а не волшебства.

 

Белорождённых лошадей мира можно пересчитать по пальцам. Во всяком случае, тех, над появлением которых не трудились упрямые заводчики. Обычно на планете их не более десятка.

 

А как же малыш на фото в Интернете? Хотелось бы взглянуть на его портрет сейчас. Предполагаю, он сделался соловым. Вероятно, его светленькая шёрстка имела желтоватый оттенок, малозаметный на фоне тёмно-зеленого луга. К тому же – чёрные глаза, вероятно тёмная кожа. Пасущиеся рядом лошади отнюдь не голубых кровей…

Но не из таких ли безвестных табунов иногда появлялись удивительные кони?